МАТЕРИАЛЫ ИСТОРИИ
Материалы взяты с сайта «УТРАЧЕННЫЙ БОЖИЙ ДОМ »
http://istra-ltc.ru/temple/prechistoe.htm
Село Пречистое известно с конца XVI века, когда оно носило название Поповское и находилось в Ижевском стане Дмитровского уезда.
В Смутное время находившаяся в селе церковь была разрушена, а село запустело. Со временем пустошь была заселена, а в 1670 году, когда Поповским владели Василий, Никита и Лев Сытины, построена новая церковь, причисленная в 1684 году к Волоколамской десятине.
В 1774 году для освидетельствования церкви посланы были нарочные Дмитравскаго уезду села Скаскаго, что на Нудоле священник Василий Сергеевич с подьячком Григорием, кои возвратившися репорт представили, что в в описанной Предтеченской церкви по их осмотру ветхости оказалися следующия: внутри по стенам холщевые обои местами прогнили и обвалилися, кровля обветшала, а стенами тверда. И впредь к священнослужению весьма прочна.
«В 1777 году в церкви Успения Пресвятыя Богородицы на престоле и жертвеннике одежды были весьма ветхие. В алтаре церкви и трапезы теча, оконец не было, окна забиты тесом, в алтаре и трапезе обиты холстом. Холст изгнил в лоскутья, образа почти все облиняли, так что ликов не видно.
Сосуды оловянные, церковная кровля и рундуки все сгнили. На колокольне не было креста.
Велено церковь запечатать, а требы приходския исправлять в другой церкви по близости».
Спустя два года, в октябре 1779 года, Преосвященный Феофилакт написал на прошении об освящении церкви: «В церковь в селе Пречистенском, которая и по само первоначальному моему свидетельству приведена в надлежащее благолепие, выдать атласный антиминс, к священнослужению разрешить, совершить прежде малое освящение воды и окропить алтарь и храм».
Вскоре после изгнания Наполеона из России, благочинный докладывал в Консисторию, что церковь в Пречистенском, «однопрестольная, деревяннаго здания, не видав, по благости Божией, никакого неприятельскаго нахождения, 14 декабря 1812 года состояла в целости. Престол, на нем срачица, одежда и священный антиминс были целы. Церковная утварь вся цела; к отправлению священнослужения потребныя книги имелись. Иконостасы, в них святые иконы и на них какие были оклады и привесы целы.
Ведомость о церкви села Пречистое за 1825 год : Построена из давних лет, но котораго года и тщанием кого, при церкви описания никакого нет. Зданием деревянная, крепка. Престол один, во имя Успения Божией Матери. Причта положено по штату издавна: священник один, диакон один, дьячок один, пономарь один. Приходских дворов 166, в них душ мужеска пола 565, женска 593. Разстоянием сия церковь от Консистории в 70 верстах, от Духовнаго Правления в 40 верстах, от местнаго благочиннаго в 12 верстах. Ближайшие церкви к ней суть: церковь Преображения Господня Клинской округи в селе Спасском в 2 верстах, церковь Рождества Пресвятыя Богородицы Рузской округи в селе Васильевском в 5 верстах. Приписных и домовых церквей в пречистенском приходе никаких не имеется.
В начале 1849 года свое разрешение на постройку в селе каменного храма с двумя приделами дали епархиальные власти.
Во время строительства нового храма прежний продолжал действовать.
В 1854 году в построенной трапезной освятили придел Николая Чудотворца, еще спустя три года священник Павел Тихомиров подавал прошение о замене ветхого антиминса из Успенского придела старой деревянной церкви.
Согласно клировой ведомости, главный престол освятили в 1858 году. В каменную церковь сначала был перенесен иконостас из прежней деревянной церкви.
Резолюция Его Высокопреосвященства, последовавшая на прошение священника с причтом и церковным старостой Успенской села Пречистенскаго церкви о дозволении в означенной Успенской церкви устроить вместо старого из деревянной церкви иконостаса новый. Резолюция 5 марта 1859 года за №1089, предписано: «Разрешено».
В 1866 году строительство каменного храма закончилось. На одной из стен храма была укреплена памятная табличка с текстом: «Храм сей воздвигнут трудами и усердием его прихожан, а также доброхотных дателей.Начат строится 1849 года, окончен 1866 года».
В 1874 году Консистория разрешила выдать антиминс и во второй придел в трапезной – в честь Илии Пророка.
Из ведомости о церкви Успения Божия Матери Рузского округи села Пречистенскаго за 1879 год. 1. Построена 1858 года тщанием прихожан. 2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, тверда. 3. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Успения Божия Матери, в трапезной теплой во имя Святителя Николая и Святаго Пророка Илии. 4. Утварью достаточна. 5. Причта положено: священник и псаломщик.
Из метрики Успенской церкви села Пречистое. 1887 год:
I. История и местоположение. 1). Описываемая церковь во имя Успения Божия Матери Рузскаго уезда в селе Пречистенском. 3). Церковь основана в 1858 году. Надпись о времени основания церкви над аркой из (не разборчиво) храма в трапезу есть: Храм сей воздвигнут трудами и усердием его прихожан, а также доброхотных дателей. Начат строится 1849 года, окончен 1866 года. 4). Церковь каменная. 5). Храмоздателями были прихожане. Главным мастером был Владимирской губернии деревни Нестерково крестьянин Ефим Арапов. 6). Описываемая церковь находится в селе. Основана на горе при речке Нудоле, вытекающей из Ижевскаго озера. 7). Более поздних пристроек при церкви не находится. 8). В описываемой церкви никакого события, памятнаго в Русской церкви не совершалось.
II. Наружные части церкви. 9). Церковь построена разносторонним крестом. Одноэтажная, верх шатровый. 10). Алтарь церкви с одним полукружием, из граней не состоит. 11). В вышину около 35 аршин, в длину 40 аршин, ширину 14 аршин. 12). В церкви уклонении алтаря на юг или север не находится. 13). Церковь построена вся из кирпича. 14). Стены выкладены из кирпича, средина бутом из кирпича и залита известковым раствором. Кирпич средний, обожен без клейм. Стены сохраняются в своем первобытном виде. В стенах, проходов и пустых мест нет. Связи в стенах железныя. 15). Наружныя стены гладкия из кирпича. На углах колоны гладкия, спущенныя на подполки. Прочаго не прописаннаго в сем пункте в храме не находится. 16). Карнизы сделаны из белаго камня в виде поясков. 17). Над карнизом теремков нет. 18). Кровля не сводах церкви шатровая на все скаты из разнаго материала, выкрашена масляными красками. У спусков кровли есть деревянные подзоры. Кровля новая. Покрышка церкви из кокошников не состоит. 19). Фонарь на сводах в пролетами без украшений. Фонарь устроен над сводом. На фонаре шея гладкая с пояском. 20). На церкви и колокольне по одной главе, покрыты железом и окрашены масляною краской. 21). Кресты на главах железные 8-конечные. На кресте цепи железные спускающиеся к главам. На вершине креста никаких изображений нет. 22). Окна продолговатыя помещенныя над цоколем. В алтаре три окна. В северном и южном преалтарии четыре (окна). Под самой крышей малых окон нет. Окна с прямыми перемычками. Наличники у окон гладкия из камня. Окна прямые, имеют отливы внутрь. Решетки в окнах железные прямые с кольцами. Прочего нет. 23). Дверей (не разборчиво), расположенных в северной и западной стороны. Наружные двери из дерева, окрашены краскою без украшений, резьбы и изображений. 24). Особых входов в церкви не имеется. 25). Паперть устроена с одной стороны без резьбы и надписей.
III. Внутренние части храма. 26). Церковь устроена крестообразно. Алтарь отделяется от храма каменною стеною с тремя пролетами (двери царския и двое боковых). Приделов в церкви два. Трапеза устроена в виде палаты. Особых приделов нет. Притвор отделен от храма глухою стеною с пролетом. 27). Своды устроены в виде круговой дуги, без опоры на столбах. Разделяются своды арками и в стенах особых углублений нет. 28). Столбов среди церкви никаких не поставлено: впадины для образов и выходов на хоры нет. Решеток и лавок для сидения нет. 29). На стенах лепных украшений и над арками пролетов с резьбою из камня и позолотою нет. Всходов на стенах на хоры и верх церкви кроме всхода на колокольню нет. В стенах впадины для постановки икон или помещения ризницы и особых мест для сидения, а равно и кругом стен южную, северную и западную каменных лавок нет. Голосников в стенах нет. 30). Пол деревянный одинаковый в алтаре, храме и притворе. 31). Алтарь одночастный без разделения. На левой стороне находится жертвенник. В алтаре своды лежат на стенах. Голосников в сводах или в стенах не имеется. Окон в алтаре три. Помост в алтаре возвышается на одну ступень с помостом храма. Изменений в алтаре поправками, в расширении окон , в пробитии стен или дверей не было. 32). Престол деревянный , покрыт деревянной декой. От помоста ступенями не возвышен. Ширина и длина престола 1,5 аршина, вышина 1 аршин 6 вершков. Ничем не обложен и никаких изображений нет. 33). Сени над престолом нет. 34). Горнего места нет и в углублении оконных изображений нет. 36). Жертвенник устроен в одном среднем с престолом на открытом месте, деревянный. Вышина его 1 аршин 6 вершков. Ширина и длина 1 аршин 6 вершков. 37). Иконостас новаго устройства с колонами. Сделан из дерева с резьбою. Резьба помещена над иконами на золотом поле. Иконостас имеет четыре яруса. Царския двери из двух створов – резныя, вызолоченныя с четырьмя клеймами для Евангелистов и два клейма – Благовещения Пресвятыя Богородицы. 38). Пред алтарем от одного клироса до другаго устроена солея деревянная. Выше от помоста храма на одну ступень и отгорожена от последнего решеткою. 39). Амвона нет. 40). Клироса устроены дугообразно и не имеют никаких особых украшений. 41). Царскаго места в церкви не имеется. 42). В церкви святительскаго места нет. 43). В церкви настоятельскаго места нет. 44). В церкви устройства кафедры нет. 45). В церкви хоров не имеется, остальных помещений и прочих приделов и кладовых для ризницы и библиотеки нет. 46). Надгробных памятников в церкви не имеется. 47). Раки для святых нетленно почивающих мощей нет. 48). При входе в церковь звонниц, устроенных в арках крыльца или в самой церкви у западной стены нет. А также и колоколов, бил чугунных , употреблявшихся вместо колоколов не сохранились. 49). В церкви старины изразцовых печей нет. 50). Колокольня построена 1858 года, построена мастеров Владимирской губернии деревни Нестеркова крестьянином Араповым из кирпича. Никаких изображений, старых надписей нет. 51). Всех колоколов на колокольне 8. Из которых на большом колоколе написано: слит на заводе Самгина 1886 года при священнике Павле Тихомирове и церковном старосте Семене Гусеве.
IV. Иконописание. 52). Стены церковныя расписаны письмом живописным. На стенах записей о времени росписи церкви нет. Церковь расписана вся. На стенах изображений русских великих князей, царей и прочих лиц нет. Письма на сырой штукатурке с вдавленными контурами нет. И иконных изображений снаружи стен нет. 53). Иконы в иконостасе стараго письма, в алтаре, по стенам и в трапезе новаго. Русские. Записей кем написаны или подарены в церковь и когда нет. Имени мастера и года написания нет. В деревянных рамах и дальнейшее их сохранность обеспечены. 54). В церкви чудотворных икон нет. 55). Все иконы местных древняго письма и сохраняются в своем первобытнаго виде. 56). Икон, подлежащих обновлению в церкви, нет.
Разные предметы. 67). Предметов, не вошедших в предыдущие рубрики, в церкви нет. 69). Для снятия фотографии с каких-либо интересных памятников русского зодчества нет. 70). Печатнаго описания церкви нет.
Среди документов Московской Духовной Консистории сохранилось несколько записей о ремонтных работах по церкви села Пречистенское. В частности, в мае 1893 года разрешили «возобновить рамы в шести окнах трапезной теплой их церкви и окрасить железныя решетки в церковной ограде».
Еще одни данные о ремонте датированы маем 1899 года. Предполагалось «выбелить наружныя стены храма и столбы ограды, окрасить железныя решетки ограды и устроить в трапезе храма новую голландскую печь».
1909 год: В Московскую Духовную Консисторию Благочиннаго округа Рузскаго уезда священника Павла Цветкова Покорнейшее донесение: Убытие вещей оказалось в Успенской села Пречистенскаго церкви – украдены напрестольный крест один серебряный и один медный, и одна серебряная дарохранительница.
В 1915 году «Московские церковные ведомости» писали: «В селе Пречистенском Рузскаго уезда происходило торжество освящения вновь ремонтированного теплого придельного храма. Ровно в 6 часов вечера 15(исправлено) октября раздался удар колокола и при огромном стечении народа началось торжественное всенощное бдение, которое совершалось кроме местнаго причта священниками: села Савельева – А. Крыловым, села Васильевскаго – А. Соколовым, села Захарьина Дмитровского уезда – В. Некрасовыми в сослужении иеродиакона Иосифова монастыря отца Иннокентия, при пении местного хора певчих, организованного местным священником. Утром 16 октября торжество началось служением ранней литургии местным причтом, а затем в 9 часов приступлено было к освящению храма, которое совершали те же священники, а по окончании началась божественная литургия, во время которой прекрасно пел местный хор под управлением своего священника. В конце литургии священником Михаилом Смирновым было сказано слово. По окончании литургии вокруг села был совершен крестный ход и отслужен молебен о даровании христолюбивому воинству победы над врагом.
Перед революцией село Пречистенское входило в состав Васильевской волости Рузского уезда. В приход, помимо самого села, входили деревни Афанасово, Денежкино, Климовка, Кучи, Минино, Надеждино, Тютчево (Чудцево). Деревня Афанасово и Климовка территориально входили в состав Клинского уезда. Всего в приходе числилось: 104 двора, 370 мужчин и 393 женщины. По штату при церкви состояли священник Михаил Федорович Смирнов (с 1914 года) и диакон Алексий Александрович Соколов.
В августе 1940 года Мособлсовет принял решение церковь закрыть и передать здание для нужд школы.
В начале Великой Отечественной войны, в ноябре 1941 года, отступавшие к Москве советские войска церковь в Причистом взорвали. После кирпичи от церкви растащили, а иконы из церкви перед этим вынесли местные жители.
Из книги: Протоиерей О. Пэнэжко. Храмы Истринского района. Часть 2. – Владимир, 2009.
«Примерно на равном расстоянии от Назарова и Васильевского, в селе Причистом стояла каменная Успенская церковь, построенная в 1858 году. Церковь была уничтожена в 1960-х годах.»
В 2010 году на месте прежнего храма был сооружён временный деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.
московская епархия
ХРАМ